Реформирование образования: непростой путь
Образование - что это такое? Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на опыт прежних и потому избавить себя от необходимости заново изобретать велосипед. Значение образования возрастало. Современное общество считают информационным. Информация нынче - главная ценность. Кто владеет ей, тот владеет всем. А ведь что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации и способов её обработки от поколения к поколению. И если биологическую жизнь человеку дают родители, то его социальная жизнь немыслима без учёбы. Как мать вскармливает ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, полагали в средневековье. Тогдашние школяры прозвали родной университет кормящей матерью - Alma mater. Прошли века, высшее образование изменилось, но слова эти не канули в Лету, а стали крылатыми.

Время шло, образование не стояло на месте, стремясь удовлетворить потребности общества. Подходы были разными, потому универсальной системы образования нет и быть не может. Каждая система образования в чём-то лучше, а в чём-то хуже остальных. Некогда Хрущёв, после поездки в США, дал отечественным учёным и чиновникам поручение: реформировать советское образование так, чтобы сделать его лучшим в мире. Хрущёва успокоили. Реформировать, мол, ничего не надо, СССР - впереди планеты всей. Впрочем, как всегда и во всём. Ведь он и войну выиграл, и спутник в космос запустил, и самой читающей страной считается. И с этим не поспоришь. Но времена меняются. Советская система образования была признана не соответсвующей современным требованиям. Нужна была реформа образования. Дебаты шли по другому поводу - как именно реформировать? То ли перекроить образовательную систему на иностранный манер, то ли взять оттуда какие-то отдельные элементы. Да, выбирать есть из чего.

Республики-союзники пошли каждая своим путём. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование длилось 9 лет, как базовое образование в Беларуси. В России обязательным является среднее образование, но 12-летнее. Это некоторые примеры. Республики далеки от того, чтобы считать итоги реформы образования удовлетворительными.

Образование и бизнес - ещё одна тема. Высшее образование получить довольно престижно. К тому же на время обучения предоставляется отсрочка от армии, что немаловажно. Бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие университеты. Качество образования в них разное, зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов за деньги, кое-где вполне солидные учебные заведения. Высшее образование в Беларуси контролирует государство, которое присматривает и за частными ВУЗами, оценивает уровень даваемых ими знаний. Образование и бизнес "подружились" и другим способом - при помощи репетиторства. Мероприятия, в одной стране эффективные, не оправдывают себя в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно только одним способом - пройти централизованное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления в ВУЗы. Оно считается давольно успешным решением вопросов коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но… Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не смог победить даже ЕГЭ. Иначе как рассматривать памятные итоги ЕГЭ в Дагестане, где дети, плохо знаующие русский алфавит, при этом массово сдали русский язык на самую высокую оценку? Но и тестирование - ничто на свете не идеально -имеет серьёзные недостатки. Опроса на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство поддерживает традиционные вступительные экзамены. Власти задумались, а верный ли путь выбрали? В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. От перехода на 12-летку. Среднее образование будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этого мероприятия не поддерживали, о чём говорят и итоги опроса, проведённого проектом "Alma Mater". Зато ликвидация классов c углубленным изучением предметов кажется лишней.

Болезненность реформирования происходит из-за недостаточной его продуманности. В 1990-х в Беларуси хотели сделать двухуровневое высшее образование. Для этого часть ВУЗовской программы решили перенести в школу. Для этого необходим 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование отвергли, нужно было убирать 12-й год. Ошибки, допущенные при реформировании, нужно исправлять. Россия будет решать проблемы, связанные с недостатком средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с тестированием по многим предметам и - восстанавливать специализированные классы. Само реформирование образования - явление нормальное. Через реформирование проходит всё образование в мире, даже парижская Сорбонна. Ненормальны лишь непродуманные реформы. Не надо слепо перенимать чужое. Есть универсальное правило: прежде чем резать, надо отмерить. Только так и можно достичь успеха.

Источник: http://am.zoomby.org/

Источник: http://am.zoomby.org/

Категория: Танки | Добавил: (09 Сентября 2008)
Просмотров: 3235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar